Каждую неделю в 19:15 Гостевая встреча Базового курса (Вход свободный)

Начните сейчас создавать условия, чтобы жить страстно, ярко, воплощая в жизнь все свои мечты!

Расписание всех тренингов

05.11.2002 | Михаил Ляховицкий: «To be or not... ТОП-менеджером»

Не секрет, что на сегодняшний день для России нехватка руководящих кадров – реальная проблема. За последние десять лет все те потенциальные кандидаты, которые могли бы на Западе занимать высшие должности, в России - имеют свое дело.

Но предприятие разрастается, для обеспечения его нормальной работы нужен уже не один руководитель во главе, а команда профессионалов – управленцев высшего уровня.

Где их найти? Кого поставить во главе ключевых направлений предприятия? Какими качествами должен обладать ТОП-менеджер? В чем специфика обучения менеджеров высшего звена и, скажем, отличие от подготовки среднего уровня руководителей?

Об этом, и многом другом, мы беседовали с Михаилом Ляховицким - одним из ведущих тренеров личностного роста, человеком, которому посвящено московское издание книги Л. Рейнхарда «Трансформация». Михаил проводит тренинги личностного роста и бизнес тренинги более 10 лет и, сейчас, компания «Академия тренингов», в которой он работает, логично подошла к открытию программы по развитию лидерского интеллекта для менеджеров высшего звена. И это стало предлогом для нашей встречи.

– Сейчас в Москве зарегистрировано более 500 тренинговых компаний, институтов и академий, обучающих бизнесу по различным программам, в том числе и МВА. Чем отличается ваша программа?

Ну, во-первых, мы создаем наши учебные программы исходя из того, что в бизнесе нет или очень мало аналогов, это «живая», саморазвивающаяся система, в которой наличие практического опыта позволяет видеть вперед намного дальше, а это уже возможность прогнозировать ситуацию. А, во-вторых, наша рыночная ниша – обучение компетенциям.

–??? Поясните, что означает – обучение компетенциям?

Дело в том, что ценность топ-менеджера заключается не столько в наличии соответствующего объема академических знаний, полученных в том или ином ВУЗе (в том числе и западном), сколько в умении решать всевозможные реальные задачи, возникающие в процессе работы на той или иной ответственной должности. Примерный набор необходимых для топ-менеджера качеств и компетенций может выглядеть следующим образом:

  • лидерство
  • способность искать и находить нестандартные решения
  • умение формировать команду, создавая корпоративный дух
  • умение делегировать полномочия и распределять ответственность
  • умение понимать людей и быть понятым, оставаясь в рамках бесконфликтного общения, с целью достижения необходимых результатов при переговорах и с налоговой инспекцией и с клиентами, и с сотрудниками и с партнерами

Эти все навыки и личностные качества, которые не затрагиваются на программах МВА.

Специальные знания в наборе компетенций представляются следующим образом:

  • умение строить причинно-следственные связи («если – то»)
  • умение структурировать информацию, выделять главное и второстепенное
  • умение найти источники нужной информации

Это легко увидеть на простом примере. Скажем, редко кто из директоров может составить (и сдать в налоговую инспекцию!!!) бухгалтерский баланс грамотнее и лучше, чем главный бухгалтер (особенно в связи с периодическими изменениями в плане счетов, налоговом законодательстве и т.д.) В то же время каждый руководитель, держа перед собой баланс фирмы, четко понимает какова прибыль компании. Насколько эффективно она работает. Куда расходуются деньги?

И так практически в любой области. Еще один пример – маркетинг. Руководитель не должен владеть навыками составления анкет для проведения опросов потребителей, но он обязан понимать результаты их обработки и видеть возможности улучшить положение фирмы на рынке. Иными словами, учат одному, а жизнь требует другого.

- Похоже, что Вы против классического образования?

Совсем наоборот. В нашем курсе могут присутствовать такие системообразующие программы, как стратегическое управление, маркетинг, финансы, управление персоналом.

Только при подаче материала акценты расставляются не на технике и инструментарии этих предметов, а на умении «чувствовать» их изнутри. Соответственно, и подача материала несколько иная, чем в классической бизнес-школе. Главное отличие в том, что при усвоении материала используется не только левое полушарие головного мозга, отвечающее за логику и понимание, но и правое полушарие, управляющее творчеством. В результате этого повышается не только эффективность усвоения материала, но и возможность его практического использования.

– А как же быть с компетенциями, названными Вами раннее – лидерство, ответственность. Этому можно научить?

Классическими методами «преподаватель- студент», можно научить специальности, здесь нужны другие способы. В то же время, я придерживаюсь мнения «что руководителями не рождаются, ими становятся». Причем некоторые в 50 лет, а некоторые уже в 20. Поэтому стержневая основа курса – тренинги личной эффективности. Участвуя в них, относительно молодой человек может приобрести опыт зрелых, плодотворных отношений с миром. Проходит как бы «ускоренная» социализация личности, интенсивно проживаются те моменты и события жизни, которые способствуют развитию человека.

С древних времен отмечается, что самое захватывающее, завораживающее открытие – это открытие самого себя. Не случайно нашим внутренним девизом компании являются слова Ричарда Баха: «Никто не знает - до каких высот ты можешь взлететь. И даже ты сам не узнаешь этого, пока не расправишь крылья…»

– Михаил, то, что Вы рассказали чрезвычайно интересно. Однако, «расправив крылья» Ваши выпускники наверняка столкнутся с «эффектом студента». В институте человек старательно учиться, приходит на работу и не знает с чего начать. Многие фирмы, чтобы не работать с «зелеными сотрудниками» в объявлении о вакансии сразу указывают «опыт работ в аналогичной должности от одного года»?

Да, это серьезная задача. Дело даже не в том, что только что закончивший обучение специалист чего-то не знает. Как раз часто совсем в обратном. Объем знаний настолько велик, что сотрудник не знает, с какой стороны к ним подойти, с чего начать.

Для решения этой задачи мы предлагаем еще одно новшество: программу обучения действием. "Обучение действием" - это структурированный процесс изучения собственного опыта в процессе решения реальной задачи (реализации проекта) и опыта нескольких других людей через задавание вопросов, помогающих каждому участнику рабочей группы прояснить для себя, что он должен делать и как. Каждый участник группы работает над реальной, самостоятельно выбранной проблемой или задачей организации. Каждый шаг, спланированный вместе с группой, реализуется в своей организации и затем скрупулезно анализируется группой с его участием, для того чтобы поучиться на этом и помочь спланировать следующий конкретный шаг. Таким образом, участие группы минимизирует вероятность серьезной ошибки в работе каждого участника. Кроме того, эффективность обучения определяется синергетическими эффектами, возникающими при правильной организации взаимодействия участников.

– То есть, в процессе работы, участник курса получает советы по работе?

Это не советы по работе. Это конкретные решения или конкретные шаги, определенные участником совместно с группой на основании знаний, полученных на курсе, и опыта других участников, усиленных синергетическим эффектом.

– Скажите, а существуют ли подобные программы, реализуемые в рамках одной компании?

У нас есть положительный опыт проведения подобных корпоративных программ. В них участвует 5-10 топ-менеджеров компании, включая высшее руководство. Основная цель программы – создание нового, масштабного стратегического плана и его реализация. Поскольку масштаб этого плана выходит за рамки сегодняшних возможностей компании (иначе в программе не было бы смысла), его реализация требует:

  • Выхода на другой уровень мышления
  • Создания качественно более высокого уровня командных отношений в команде ТОП-менеджеров
  • Развития лидерских качеств
  • Улучшения коммуникаций на всех уровнях
  • Совершенствования структуры и системы управления

Поэтому эта программа рассчитана на 6-9 месяцев – время формирования устойчивых результатов.

Однако первые положительные эффекты видны буквально через месяц после начала программы.

К примеру, у нас была одна ситуация, о которой хочется рассказать. На заводе, принадлежащем компании, в городе N крупная авария. По признаниям самих участников, до обучения они вели бы себя беспорядочно, искали виноватых, долго бы переживали. В результате - меры по пресечению аварии были бы приняты с большим опозданием и, причем, только косметические, что непременно спровоцировало бы рецидив. После двух сессий, понимая корни процесса, приведшее к верхушке «дерева» – аварии, они основательно подошли к решению проблемы. Провели глубокую реконструкцию; удалили опасный блок. И все это, заметьте!!!, в течение одной недели, не останавливая основное производство. Результат в такие сроки требовал колоссальных затрат энергии и слаженности работы всех подразделений. Однако комментарии здесь излишне.

Я считаю, что самым важным качеством топ-менеджера является именно умение создавать такие мощные мобильные команды. Каждый участник курса прикоснется к этим техникам. Мы не волшебники, поэтому уровень, которого достигнет каждый слушатель по окончании программы, зависит в первую очередь от его желания, личных целей и готовности работать. Как показывает практика, большинство выпускников в дальнейшем очень успешны, словно они освободились от тяготившего их груза, заново открыли глаза.

– Я знаю, Вы сейчас завершили ремонт в офисе, расширив пространство, является ли это отражением серьезных изменений в Академии Тренингов?

Да, это важно. Действительно, компания вышла на очередной виток развития и это чувствуется во всем: отношениях, связях, обстановке. Теперь у нас могут проходить параллельно два тренинга и пространство позволяет приглашать до 90 участников. Приходите в гости.

связаться с нами можно по тел. 540-97-48.

Комментарий специалиста

Лонецкий С.И., доктор психологических наук, практикующий консультант по управлению.

Один известный ученый, проведя тестирование высших руководителей, пришел к выводу, что у них очень много общего с малолетними нарушителями.

И те, и другие не боятся нового, любят ответственность, знают, чего они хотят от жизни, всегда идут вперед и добиваются цели.

Обучить руководителя, обладающего такими качествами - сложная задача. Существующие бизнес-школы только рассказывают о том, как это должно быть. А здесь действительно, нужно дать возможность личности прочувствовать другое мироощущение, ощутить компанию как продолжение себя. И тогда об управлении бизнесом можно будет говорить также как, скажем, о координации собственной руки или ноги.

«Академии Тренингов» желаю всяческих успехов, и на презентацию схожу обязательно.